Время тонких решений; Тонкие клиенты
22.07.2008
Александр Пушкин
Берем исходную проблему…
Значительное количество корпоративных сетей в нашей стране построено на принципе «главный сервер + персональные компьютеры пользователей». При этом в среднестатистической компании большинство операций, выполняемых ее сотрудниками, сводятся к следующему перечню: набор документов (редакторы MS Word, Excel), работа в сети Интернет (браузер Internet Explorer), проверка электронной почты (клиент Microsoft Outlook), а также выполнение прочих должностных обязанностей (программы типа «1С Бухгалтерия», «1С Предприятие» и др.).
Куда же расходуются широкие мультимедийные возможности, активно рекламируемые продавцами компьютерной техники? Как это ни прискорбно, они тратятся на прослушивание музыки, просмотр фильмов, компьютерные игры и прочую развлекательную деятельность. При этом выполнение основной работы, естественно, замедляется, а то и вовсе приостанавливается на неопределенный срок (например, до момента появления на горизонте начальства).
Не стоит забывать и о том, что промышленный шпионаж цветет буйным цветом, поэтому владельцам бизнес-компаний нужно быть всегда начеку и заранее позаботиться о безопасности корпоративных сетей. Однако с каждым годом сделать это становится все труднее, так как непрерывно растущие возможности персональных компьютеров создают все больше лазеек для хакеров и нечистых на руку сотрудников. Ведь ничто не помешает, например, рядовому менеджеру банально скопировать на «флешку» важную информацию (путь даже и доступную лишь ему одному) и затем выгодно продать ее конкурентам или выложить в открытый доступ.
…переворачиваем с ног на голову…
Один из способов избежать вышеописанных проблем – организация корпоративной сети на «тонких клиентах».
Тонкий клиент – это сетевая бездисковая станция, представляющая собой, по сути, персональный компьютер с резко ограниченными возможностями. В нее установлен маломощный процессор и пассивная система охлаждения (вместо классических кулеров), а также отсутствует собственный жесткий диск. Стандартный комплект поставки тонкого клиента состоит из небольшого (без подвижных деталей) и бесшумного (без кулеров) системного блока, жидкокристаллического монитора, клавиатуры и мыши. Существуют также тонкие клиенты, начинка которых заключена в слегка утолщенный ЖК-монитор.
Тонкие клиенты обладают всего двумя функциями: работа с сервером и вывод изображений на монитор, при этом основную нагрузку берет на себя именно сервер. По сути, он является «мозгами» тонких клиентов – в своих недрах сервер осуществляет запуск приложений, обработку и сохранение данных, распределение прав доступа и многое другое. Сами по себе тонкие клиенты не могут практически ничего – даже запустить операционную систему, которой, кстати, у них просто нет!
…отсекаем все лишнее…
Да, тонкий клиент не нуждается в собственной операционной системе, ведь он постоянно работает с сервером. Время запуска тонкого клиента в сравнении с компьютером невероятно мало, к тому же его можно вообще не выключать без каких-либо негативных последствий. Все программы запускаются также на сервере, а одно и то же приложение без проблем могут использовать параллельно несколько сотрудников.
Представьте, сколько экономится времени, сил и средств для компании даже с 20 – 30 компьютерами в штате! Ведь на каждый ПК нужно постоянно (пере-)устанавливать, настраивать и апгрейдить оборудование и операционную систему вместе со всеми приложениями, а также различные антивирусы, файрволлы и многое другое. Для подобной работы приходится нанимать нескольких администраторов, или одного, но тогда ему придется несладко. Плюс затраты на лицензионное ПО, которое нужно покупать на каждый компьютер в отдельности. При организации корпоративной сети на тонких клиентах необходима всего лишь одна лицензия на ПО для сервера, где и происходят все апгрейды. Сами тонкие клиенты в модернизации не нуждаются, при этом они могут эффективно работать как минимум 10 лет.
Естественно, абсолютная «немощь» тонких клиентов должна компенсироваться адекватными возможностями сервера – к нему в данном случае предъявляются повышенные требования по быстродействию, безопасности и общей надежности. Сервер тонких клиентов стоит существенно дороже обычного, но это оправданные вложения средств. Дело в том, что если сервер «ложится», то любая работа в компании просто-напросто останавливается. В случае же с персональными компьютерами сотрудники могут продолжать работать с приложениями в автономном режиме. Однако из данной ситуации есть выход – установка двух серверов с балансировкой нагрузки, при выходе из строя одного из них другой сервер возьмет всю работу на себя.
…подгоняем под суровые реалии…
Кому же подходят сетевые корпоративные решения на основе тонких клиентов?
– в данном вопросе нужно соблюдать известную тонкость ума и гибкость суждений.
Как говорилось ранее, все приложения, установленные непосредственно на сервере, запускаются пользователями через тонкие клиенты. В случае с текстовым редактором MS Word или программой «1С Бухгалтерия» это нормально, но если несколько пользователей откроют, например, графический редактор – сервер может не справиться с нагрузкой.
Так что вопрос внедрения тонких клиентов следует решать индивидуально в каждой отдельно взятой компании.
…и получаем отличный результат!
Итак, к плюсам корпоративной сети на тонких клиентах можно отнести следующие моменты: простота развертывания и обслуживания сети (нужен всего один администратор для любого числа пользователей), длительный срок службы тонких клиентов (у них нет подвижных деталей), экономия на лицензиях ПО и апгрейдах (в них нуждается только сервер), повышение безопасности (один сервер защитить легче, чем множество компьютеров), повышение дисциплины в
коллективе (нет отвлекающих факторов), настройка доступа к серверу из любой точки планеты.
Мы рекомендуем проанализировать использование в вашей компании тонких клиентов, ведь это способствует успешной работе всего коллектива!
См.:
Тонкий клиент, чем он лучше традиционного ПК; Как тонкий клиент экономит средства; Как обеспечивает высокую безопасность?